Описание блока 84 (МН) радиостанции Р-832М

Механизм настройки предназначен для автоматической настройки радиостанции в ДЦВ и УКВ диапазонах. Настройка плавного гетеродина и ВЧ контуров приемника и передатчика осуществляется одновременно, так как оси КПЕ всех контуров механически сопряжены между собой. Механизм приводится в движение электродвигателем M1, подключенным к выходу УПТ блока управления.

Кинематическая схема механизма настройки

Рис. 1. Кинематическая схема механизма настройки
1, 4, 9, 21, 26, 31 - трибки; 2, 7, 10 - поводки; 3, 6, 24 - кулачки; 5 - рейка зубчатая; 8, 13 - зубчатые секторы; 11, 14, 15, 16, 17, 18, 22, 25, 27, 28, 31, 33, 34 - зубчатые колеса; 12 - устройство переключения диапазонов; 18 - гайка; 19 - пружина; 20 - муфта фрикционная; 23, 36, 37 - муфты соединительные; 30 - переключатель секторный; 35 - электродвигатель

Увеличить (откроется в новой вкладке)

Секторный переключатель В3 служит для реверсирования двигателя в пределах зоны поиска, а также для отпирания блока ДОЧ только на время перестройки ПГ в пределах поддиапазона, соответствующего набранной частоте. Переключатель имеет 9 контактов, служащих для выбора одного из 17 поддиапазонов, к которым подсоединены 5 проводов СП; контакты, к которым подсоединены провод —50 В через резистор R1, +27 В через резистор R2 и «KOHЦ. КОНТ.», служащие для реверсирования механизма в пределах зоны поиска; 5 токосъемных дорожек и 3 группы щеток, размещенных на подвижной части В3 (поз. 7, рис. 2), передвигающихся согласованно КПЕ плавного гетеродина.

Блок 84 (механизм настройки)

Рис. 2. Блок 84 (механизм настройки)
1 - ось поводка дополнительного КПЕ передатчика; 2 - рейка дополнительного КПЕ передатчика; 3 - зубчатый сектор привода связи с антенной; 4 - кулачки: связи с антенной (нижний), дополнительного КПЕ передатчика (верхний); 5 - вставка штепсельного разъема; 6 - плата секторного переключателя; 7 - ротор и шкала секторного переключателя В3; 8 - переключатель В2 (расположен за нижним кулачком); 9 - ось поводка дополнительного КПЕ приемника; 10 - зубчатый сектор привода дополнительного КПЕ приемника; 11 - кулачек дополнительного КПЕ блока ВЧ (расположен под кулачком связи с антенной 4); 12 - плата; 13 - скоба; 14 - устройство переключения диапазонов; 15 - двигатель; 16 - кронштейн; 17 - муфта соединительная с КПЕ ПГ; 18 - фрикционная муфта; 19, 20 - зубчатые колеса с ответными частями муфт соединения с основными КПЕ передатчика (верхнее) и приемника (нижнее)

Увеличить (откроется в новой вкладке)

Совместная работа реле Р1 и Р2 (управляемых с пульта проводами «пр. 100 и пр. 10»), секторного переключателя В3 и дешифратора блока ДОЧ обеспечивает разделение всего диапазона частот радиостанции на 17 поддиапазонов. Нужный поддиапазон автоматически выбирается при наборе частоты на пульте управления. Переключатель В1 механически сопряжен с устройством переключения диапазонов и служит совместно с переключателем В2 для управления схемой смены диапазонов УКВ и ДЦВ. Кинематическая схема механизма настройки приведена на рис. 1. Вращение от электродвигателя 35 через зубчатые колеса 34, 33, 31 и трибки 32 и 26 передается на фрикционную муфту 20, момент проскальзывания которой создается пружиной 19. Величина момента проскальзывания регулируется при помощи гаек 18. Муфта служит для защиты от поломок механизма настройки при несрабатывании секторного переключателя 30.

От оси фрикционной муфты через зубчатую пару 21, 22 крутящий момент передается на ось, связанную посредством соединительной муфты 23 с осью КПЕ плавного гетеродина. От шестерни 25, сидящей на выходной оси редуктора, движение через зубчатые колеса 27 и 28 получают безлюфтовые муфты 37 и 36, вращающие оси основных КПЕ передатчика и приемника. От той же шестерни 25 получает вращение секторный переключатель 30 через зубчатые колеса 16 и 29. Кулачки 3 и 6, приводящиеся в движение шестерни 25, через зубчатые колеса приводят в движение соответственно секторы 13 и 8. Сектор 8 свою очередь вращает трибку 9, на оси которой укреплен поводок 10, передающий крутящий момент на ось подстроечного КПЕ приемника.

Аналогичным образом сектор 13 вращает ось КПЕ связи с антенной посредством трибки 1 и поводка 2. Кулачок 24, приводящийся в движение от шестерни 25, через зубчатые колеса 27, 15, 14 поступательно перемещает рейку 5, находящуюся в зацеплении с трибкой 4. На оси трибки 4 находится поводок 7, который вращает ось подстроечного КПЕ передатчика. На одной оси с кулачками 3 и 6 расположено устройство переключения диапазонов 12.

При переходе с диапазона ДЦВ на УКВ необходимо повернуть кулачки 6 и 3 на 180°, т. е. вращать соответственно оси КПЕ приемника и КПЕ связи с антенной от второй половины кулачков и переместить с помощью торцевого кулачка шток переключателя диапазонов приемника.

Принцип работы устройства следующий: при получении сигнала на переключение двигатель выводит через зубчатое колесо 1 ось со всеми закрепленными на ней деталями из рабочей зоны в зону переключения. При этом толкатель 6, посаженный на пружину 5, находит на пружину-отсекатель 7. Пружина-отсекатель через толкатель выбивает палец 10 из диска 2 и тем самым разъединяет зубчатое колесо 1 и диск 2. Благодаря выступу в диске 2, в который упирается пружина-отсекатель 7, ось переключателя диапазонов при реверсировании двигателя остается на месте. Зубчатое колесо 1, свободно сидящее на оси, вращается в обратном направлении до тех пор, пока палец 10 не западет во второе фиксирующее отверстие в диске 2. Таким образом, в рабочую зону попадает вторая половина кулачков.

Основными деталями механизма (рис. 2) являются литой из алюминиевого сплава кронштейн 16, корпус редуктора и верхняя титановая плата 12, которая центрируется относительно кронштейна и крепится к нему четырьмя винтами. Все остальные детали монтируются на этих двух деталях. На кронштейне установлены фланец с закрепленным в нем электродвигателем 15. К плате 12 скобой 13 прикреплены пять реле. В кинематическую цепь механизма введены фрикционная муфта 18 и упор для ограничения зоны поиска. Рейка 2 перемещается в подшипниках, установленных на литом основании. Поступательное движение рейка получает через установленный на ней ролик от кулачка 4.

Зубчатые колеса 19 и 20 одновременно являются частями муфты, дающими возможность передать на оси основных КПЕ вращение, не внося при этом угловой погрешности. Муфтой 17 соединены блок ПГ с механизмом. Кулачки механизма опиливаются при регулировке радиостанции. Все оси и зубчатые колеса изготавливаются из нержавеющей стали. Остальные детали — из титана и сплава алюминия. Механизм выполнен на шарикоподшипниках высокого класса точности.

РадиоЭйр.ру рекомендует

Детская одежда Mayoral в интернет-магазине ДетвораШоп

Меню

Спонсоры

Ссылки