Принципиальная схема переключения конденсаторов и установки ролика вариометра в зону в П4-Мк

Настройка анодного контура ведется на активную нагрузку (резистор R10), равную 50 Ом, что соответствует волновому сопротивлению кабеля, и проводится в следуицие этапы:
автоматическая установка конденсаторов связи и установка ролика вариометра в середину намотки;
установка ролика вариометра в требуемую зону.

Рис. 1. Принципиальная схема П4-Мк~115, П4В-Мк~115
(откроется в новой вкладке, размер 952 кВ)

Рис. 2. Принципиальная схема П4-Мк~200, П4В-Мк~200
(откроется в новой вкладке, размер 950 кВ)

При перестройке радиостанции сигнал ЗАПУСК АН через диод Д133 включает реле Р27, которое служит для управления переключением анодного контура с нагрузочного резистора на вход согласующего устройства. Контактами 2-3 реле Р27 ставится на самоблокировку и подает напряжение бортсети +27 В на высокочастотное реле Р2. Реле Р2 срабатывает и анодный контур подключается к нагрузочному резистору R10.

Автоматическая установка конденсаторов связи осуществляется с помощью схемы переключения поддиапазонов, которая преобразует электрические сигналы, приходящие из пульта управления, в угловое положение ротора высокочастотного переключателя (В1а, В1б).

Из пульта управления, с переключателя, соответствующего установке частоты через 1 МГц, напряжение бортсети +27 В поступает на один из контактов переключателя В1е, а на один из контактов переключателя В1ж поступает КОРПУС с переключателя, соответствующего установке частоты через 10 МГц. При повороте на пульте управления ручек установки частоты реле Р7, которое включено мевду контактами переключателей В1е и В1ж, обесточивается, а двигатель М2 находится под напряжением. Напряжение бортсети +27 В поступает через контакты 1-2 реле Р8, а КОРПУС - через контакты 1-2 реле Р9. Двигатель М2 начинает вращать переключатели В1е, В1ж и высокочастотный переключатель до тех пор, пока не произойдет совпадение двух условий: включение реле Р7 и замыкание контактов переключателя В5. После нахождения требуемого углового положения переключателей В1е и В1ж реле Р7 срабатывает, и через контакты 2-3 и переключатель В5 напряжение бортсети +27 В поступает на обмотки реле Р8 и Р9. Реле Р8 и Р9 срабатывают, изменяя полярность напряжения на двигателе М2. Двигатель М2 реверсирует в течение времени, равного заряду конденсатора С65. При этом зуб храповика переключателя В5 упирается в стенку паза храпового колеса, и останавливает вращение оси переключателей, а двигатель М2 работает на фрикционную муфту. После заряда конденсатора С65 реле Р9 обесточивается и двигатель М2 останавливается. Угловое положение высокочастотного переключателя соответствует определенным подключаемым конденсаторам связи.

Одновременно с подключением конденсаторов связи происходит установка ролика вариометра в середину намотки. Направление вращения ролика вариометра из любого положения к середине намотки осуществляется с помощью переключателя В6, который представляет собой 30-контактную галету. Контакты переключателя В6 объединены в два сектора, верхний сектор (7 - 23) соответствует положениям ролика вариометра от одного края намотки до середины, нижний сектор (9 - 22) - от середины до другого края намотки. Сигнал ЗАПУСК АН через диоды Д48 и Д44, ротор и контакты сектора (верхнего или низшего) переключателя В6 подается на одно из плеч триггера реверса (Д120, Д122). Триггер реверса имеет три устойчивых состояния:
тиристор Д120 включен, Д122 выключен;
тиристор Д122 включен, Д120 выключен;
тиристоры Д120, Д122 выключены.
Тиристор включается путем подачи импульса положительной полярности на управляющий электрод. Чтобы перевести триггер в новое устойчивое состояние, необходимо подать положительный импульс на управляющий электрод выключенного тиристора. Для выключения триггера реверса необходимо подать напряжение положительной полярности на катод включенного тиристора через диод Д121.

Итак, сигнал ЗАПУСК АН включает тиристор, предположим, что тиристор Д122. На его катоде появляется положительное напряжение, которое через резистор R158 открывает диодный ключ Д124. В исходном состоянии диодные ключи Д123 и Д124 закрыты положительным напряжением, которое подается на их катоды.

Напряжение частоты 400 Гц соответствующей фазы поступает с делителя R159, R160 через конденсатор C101, открытый диодный ключ Д124 и фазосдвигающую цепь R134, С86 на вход сервоусилителя (транзистор ПП8). Сервоусилитель состоит из каскадов предварительного усиления (транзисторы ПП18-ПП11) и мощного каскада (транзисторы ПП112-ПП119). Мощный каскад сервоусилителя собран по двухтактной схеме, каждое плечо которого представляет собой составной транзистор и служит для усиления тока. Выходной каскад обладает большим входным сопротивлением, благодаря чему трансформаторный каскад в предварительном усилителе работает в режиме, близком к холостому ходу, что положительно сказывается на термостабильности усилителя. На входе сервоусилителя стоит эммитерный повторитель (ПП8), который обеспечивает согласование входного сопротивления усилителя с выходным сопротивлением фазового датчика. Усиленное сервоусилителем напряжение приводит во вращение двигатель Ml, который через редуктор перемещает ролик вариометра к середине намотки и ротор переключателя В2 к контакту 8. На контакт 8 переключателя В2 подается напряжение бортсети +27 В через контакты 1-2 реле P10 схемы совпадения. Как только ролик вариометра дойдет до середины, а ротор переключателя В2 коснется контакта 8, напряжение бортсети +27 В через диод Д121 и конденсатор С98 поступает на катод включенного тиристора Д122, выключая его. Диодный ключ Д124 закрывается, двигатель Ml останавливается, фиксируя положение ролика вариометра в середине намотки. Одновременно напряжение бортсети +27 В с ротора переключателя В2 поступает на управлявший электрод тиристора Д40 схемы совпадения. Схема совпадения собрана на тиристоре Д40 и реле P10, Р30.

Если к этому моменту времени закончилась установка поддиапазонов, (установка конденсаторов связи), то со схемы переключения поддиапазонов напряжение бортсети +27 В подается на анод тиристора Д40. Тогда тиристор Д40 включается и реле P10 срабатывает.

Второй этап установки ролика вариометра в зону - движение ролика из середины намотки в требуемую зону. Зона - это положение ролика вариометра, при котором величина индуктивности последнего соответствует нижней частоте рабочего поддиапазона. После срабатывания реле P10 схемы совпадения начинается второй этап установки ролика вариометра в зону. Напряжение бортсети +27 В через контакты 2-3 реле Р10 поступает на ротор переключателя В1д, который механически связан с валом двигателя М2 схемы переключения поддиапазонов и электрически с девятью контактами (по числу поддиапазонов) переключателя В2. Следовательно, наличие напряжения на роторе В1д вызывает появление его на одном из контактов переключателя В2 и через диодные сборки (Д12-Д22) включает одно из плеч триггера реверса. Диодные сборки предназначены для создания направления вращения ролика вариометра из середины намотки в требуемую зону, для этого диодные сборки объединены в два узла.

Первый узел объединяет 1-3 поддиапазоны с помощью диодов Д20-Д22. Второй узел объединяет 4-9 поддиапазоны с помощью диодов Д12-Д19.

Предположим, что ротор переключателя В1д после установки поддиапазона находится в положении 1. Тогда напряжение бортсети +27 В будет подано на контакт 3 переключателя В2 и через диод Д21 и конденсатор С96 включит тиристор Д120 триггера реверса. Положительный перепад напряжения с катода Д120 через резистор R157 открывает диодный ключ Д123, и напряжение частоты 400 Гц соответствующей фазы с делителя R156, R155 через конденсатор C100, открытый диод Д123 и фазосдвигающую цепь R134, С86 подается на вход сервоусилителя. Двигатель М1 начинает вращаться, перемещая ролик вариометра из середины намотки в требуемую зону, а ротор переключателя В2 от контакта 8 (середина намотки) к контакту 3. Как только ролик вариометра дойдет до требуемой зоны, ротор переключателя В2 коснется контакта 3. Напряжение бортсети +27 В с контакта 3 переключателя В2 через диод Д121, конденсатор С97 поступает на катод включенного тиристора Д120, выключая его. Диодный ключ Д123 закрывается и двигатель Ml останавливается, фиксируя положение ролика вариометра в требуемой зоне.

РадиоЭйр.ру рекомендует

Детская одежда Mayoral в интернет-магазине ДетвораШоп

Меню

Спонсоры

Ссылки