Принципиальная схема настройки анодного контура в П4-Мк

Анодный контур настраивается в резонанс на рабочую чаототу плавно с помощью кольца автонастройки, в которое входят:
фазовый детектор;
формирователь ишульсов;
сервоусилитель;
двигатель с редуктором.

Рис. 1. Принципиальная схема П4-Мк~115, П4В-Мк~115
(откроется в новой вкладке, размер 952 кВ)

Рис. 2. Принципиальная схема П4-Мк~200, П4В-Мк~200
(откроется в новой вкладке, размер 950 кВ)

Если анодный контур расстроен относительно рабочей частоты возбудителя, то фазовый детектор выдает напряжение рассогласования. На фазовый детектор (Д4, Д5) подаются два сравниваемых по фазе напряжения: одно с настраиваемого анодного контура через трансформатор Tpl, другое опорное напряжение с катодной нагрузки R2. Для улучшения балансировка фазового детектора во всем рабочем диапазоне с помощью реле Р28 коммутируется нагрузка (резисторы R8, R19). Реле Р28 управляется галетой В1г. Напряжение рассогласования поступает на формирователь импульсов (У3), который собран на транзисторах ПП1, ПП2, диодах Д1, Д2 и трансформаторе Tpl. Формирователь импульсов преобразует постоянное напряжение рассогласования в переменное частоты 400 Гц. Напряжение коммутации частоты 400 Гц подается на базы транзисторов. Транзистор ПП1 в работе схемы не используется. Транзистор ПП2 работает в качестве ключа, который управляет зарядом и разрядом конденсатора С79. Если в первый полупериод транзистор ПП2 закрыт, то напряжение рассогласования заряжает конденсатор С79. За время второго полупериода транзистор ПП2 открывается, конденсатор С79 разряжается через открытый транзистор ПП2. Таким образом, постоянное напряжение рассогласования фазового детектора преобразуется в переменное с частотой 400 Гц. Преобразованное напряжение рассогласования поступает на вход сервоусилителя. Усиленное напряжение вызывает вращение двигателя Ml, который перемешает ролик вариометра в сторону уменьшения расстройки. По мере приближения к резонансу возрастает напряжение с детектора самоконтроля, которое поступает на базу транзистора ПП20 триггера окончания настройки. Когда уровень настройки анодного контура достигнет 0,5-0,6 от резонанса, триггер окончания настройки срабатывает. Триггер окончания настройки собран на транзисторах ПП20, ПП21 и имеет одно устойчивое состояние. В исходном состоянии транзистор ПП20 закрыт, а транзистор ПП21 открыт, и потенциал на его коллекторе близок к нулю. Положительный перепад напряжения с триггера окончания настройки, потенциал на коллекторе ПП21 достигает +27 В, через схему задержки (R147, C102) поступает на схему ключа. Схема задержки задерживает сигнал с триггера окончания настройки на время, в течение которого настройка анодного контура достигает резонанса. Схема ключа собрана на транзисторах ПП22, ПП23, реле Р26 и диоде Д132. В исходном состоянии транзисторы закрыты, реле обесточено, а через контакты 1-2 реле Р26 подается па сервоусилитель напряжение питания.

Как только положительный потенциал на базе транзистора ПП23 достигнет величины напряжения стабилизации диода Д132, транзисторы ПП22 и ПП23 открываются, реле Р26 срабатывает. После срабатывания реле Р26 снимается напряжете бортсети +27 В со схемы включения эквивалента, в результате чего происходит переключение анодного контура на вход согласующего устройства, а также снимается напряжение питания с сервоусилителя, предотвращая расстройку анодного контура при подключении его к ненастроенному согласующему устройству. Через замкнутые контакты 2-3 реле Р26 напряжение бортсети +27 В подается в согласующее устройство как сигнал ЗАПУСК АН СУ.

После окончания настройки усилителя мощности реле Р27 и Р2 обесточиваются, и анодный контур через контакты 1-2 реле Р2 подключается ко входу согласующего устройства. При подключении анодного контура к ненастроенному согласующему устройству контур расстраивается, напряжение с детектора самоконтроля может понижаться до величины, при которой триггер окончания настройки перейдет в исходное состояние, что может привести к тому, что радиостанция не настроится. Поэтому напряжение бортсети +27 В через замкнутые контакты 2-3 реле Р26, резистор R130 подается на базу транзистора ПП20 триггера окончания настройки, поддерживая его во включенном состоянии на время настройки согласующего устройства. После настройки радиостанции из согласующего устройства поступает сигнал на реле Р25, которое во время настройки радиостанции находится под напряжением. Реле Р25 обесточивается и через контакты 1-2 подает напряжение бортсети +27 В на базу транзистора ПП21. Потенциал коллектора этого транзистора снижается до нуля, соответственно снимается положительный потенциал с базы транзистора ПП23. Транзисторы ПП22 и ПП23 схемы ключа закрываются, реле Р26 обесточивается. Через замкнутые контакты 1-2 реле Р26 напряжение питания вновь подается на сервоусилитель, при этом замыкается кольцо автонастройки и система переходит в режим слежения.

Для увеличения устойчивости кольца автонастройки с обмотки (выводы 8,10) двигателя Ml на вход сервоусилителя через диодный ключ Д125 подается напряжение скоростной обратной связи, которое через конденсатор С90, открытый диод Д125 и конденсатор С88 подается на вход сервоусилителя,стабилизируя систему автонастройки. Кольцо автонастройки откликается на все дестабилизирующие факторы и поддерживает собственную частоту анодного контура, равной рабочей частоте возбудителя.

Для более резкого торможения двигателя Ml в момент установки рожка вариометра в середине намотки и в зоне напряжение скоростной обратной связи подается дополнительно на вход сервоусилителя через диодный ключ Д126.

В исходном состоянии диодные ключи Д125, Д126 закрыты положительным напряжением, поданным на их катоды. Диодный ключ Д125 открывается положительным напряжением с детектора самоконтроля, а диодный ключ Д126 - положительным напряжением с ротора переключателя В2.

Возможность ухода ролика вариометра из точки точной настройки анодного контура под влиянием случайных наводок на сервоусилитель в режиме ПРМ устраняется снятием переменного напряжения 36 В частоты 400 Гц с обмотки возбуждения двигателя M1, которое подается через контакты 2-3 реле Р5. В режиме ПРМ реле Р5 обесточивается и контакты 2-3 размыкается. Этим одновременно обеспечивается нормальный тепловой режим работы двигателя M1.

РадиоЭйр.ру рекомендует

Детская одежда Mayoral в интернет-магазине ДетвораШоп

Меню

Спонсоры

Ссылки